Примерно 90% россиян обладают хорошим уровнем цифровой финансовой грамотности, при этом около 70% людей обладают средним или высоким уровнем финансовой грамотности в целом. Об этом сообщил глава дирекции финансовой грамотности научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Михаил Сергейчик.
«Сейчас по соцопросам, которые проводит аналитический центр НАФИ, около 70% людей обладают средним или высоким уровнем финансовой грамотности, 30% – низким. Большой процент людей, у которых хороший уровень цифровой финансовой грамотности – около 90%. Речь идет о взвешенных решениях при использовании финансовых продуктов в интернете и в целом осведомленности человека о цифровых финансовых рисках», – сказал Сергейчик.
«Казалось бы, неплохие результаты. Можно говорить, что цель практически достигнута. Но это не так. Предстоит многое изменить в поведении людей. Например, 60% респондентов говорят о том, что они ведут бюджет, но только треть из них его как-то фиксирует, а остальные просто прикидывают в голове. Как показывает практика — такое планирование не работает», – уточнил он.
Глава дирекции также отметил, что задача НИФИ состоит в том, чтобы приучить людей к постоянному и стабильному развитию своих финансовых компетенций, а также в расширении горизонта финансового планирования россиян.
«Многие люди зачастую говорят: «Неужели я не заслужил этого? Почему я не могу себе это позволить?». Таким образом у нас происходит замещение наших долгосрочных целей на сиюминутные и, соответственно, мы не формируем свое финансовое будущее. Наша сейчас задача состоит в том, чтобы люди расширяли горизонт своего финансового планирования», – заключил Сергейчик.
«Цифровая трансформация в Российской Федерации опережает по своим темпам многие развитые страны. Очевидным и объективно эффективным подтверждением этому является способность цифровых инструментов органично встраиваться в жизнь человека, облегчать решение многих жизненных задач, создавая условия для получения большого количества государственных и муниципальных услуг.
В том, что в РФ около 90% населения обладают хорошим уровнем цифровой финансовой грамотности, несомненно, есть зерно истины.
Житель нашей страны ежедневно осуществляет целый ряд действий в цифровом пространстве, переходящих в поведенческие установки, и тем самым он естественным образом лучше ориентируется в нюансах получения тех или иных цифровых услуг, в том числе финансовых.
Сегодня финансовые услуги становятся для нас точкой входа в экосистему цифровых продуктов. Например, направление «Деньги и операции с ними», в котором сегодня уже без цифровых решений не обойтись: интернет и мобильный банк, СБП и оплата по QR-коду, маркетплейсы, денежные переводы, электронный кошелек, онлайн платежи и покупки.
Финансовая культура в цифровой среде требует нашего пристального внимания. Если сейчас мы фиксируем 90% населения с хорошим уровнем цифровой финансовой грамотности, то не факт, что эти положительные результаты сохранятся в ближайшем будущем. Тому причина – скорость и вариативность изменений в цифровом среде и способность мошенников быть на несколько шагов впереди своих потенциальных жертв», – отмечает Нина Гукасова, специалист Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения ИГСУ Президентской академии.
«Повышение финансовой грамотности — это ключ к финансовой стабильности как для граждан, так и для страны в целом. Знания позволяют людям управлять своими деньгами, избегать долгов и создавать финансовую подушку безопасности, а также стимулировать экономический рост и повысить устойчивость финансовой системы к кризисам. Для этого и обеспечивается доступ к финансовому образованию, информационным ресурсам и современным финансовым технологиям», — прокомментировала заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Президентской академии в Санкт-Петербурге Ирина Белова.